2

Вторник, 17.Окт.2017, 2.30.36 Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Мой профиль | Выход
МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА НАШЕМ САЙТЕ!

Структурное подразделение №1 государственного общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы №10 "Образовательный центр ЛИК" городского округа Отрадный Самарской области

Адрес: 446 300, РФ, Самарская область, г. Отрадный, ул. Советская, 92 «б», тел.: 8 (84661) 5-25-09, E-mail:ds11@inbox.ru

Меню сайта
Поиск
Наше видео
Новости
Главная » 2013 » Июль » 15 » Закаливайте детей правильно.
10.22.33
Закаливайте детей правильно.

Дети болеют. Этот грустный факт так же непреложен, как и тот, что дети растут.  Но, в отличие от последнего, детские болезни не доставляют радости ни им самим, ни родителям. Не хотите, чтобы малыш болел, — закаляйте его. Закаливание — воздействие контрастных температур на организм, цель которого — укрепить организм, его иммунные системы. Впервые о закаливании человека с научных позиций стали писать в середине
XIX в., хотя еще в 1775 г. знаменитый в ту пору русский врач С.Г. Зыбелин рекомендовал своим высокопоставленным пациентам использовать контрастные температурные процедуры для укрепления организма
Большой вклад в теорию и практику закаливания внесли два крупнейших русских педиатра начала XX в. — профессора В.В. Гориневский и Г.Н. Сперанский. Хотя и они еще не могли точно разобраться в тонких физиологических механизмах этого процесса, однако принципы, которые были ими разработаны, практически без изменений дошли до нашего времени, и все существующие сегодня разумные системы закаливания так или иначе восходят к разработкам этих выдающихся деятелей отечественной медицинской науки.

Вот эти принципы, дополненные некоторыми другими, разработанными учеными за последующие сто лет:

В.В. Гориневский (1900):
1. В основе всякого закаливания лежит привычка к известного рода раздражителю.
2. Привычка образуется, когда раздражитель действует в течение более или менее продолжительного времени с некоторым постоянством.
3. Должен быть постепенный переход от слабых к сильным раздражителям.
4. Чтобы удержать за организмом результат его приспособляемости к раздражителю, т.е. чтобы закал сохранился, нужно поддерживать привычку к раздражителю.
5. Все приемы закаливания, пользующиеся раздражителями большой силы, в особенности в раннем возрасте, должны быть отвергнуты как опасные и вредные.

Г.Н. Сперанский (1910):
6. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка.
7. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст.
8. Закаливающие мероприятия проводятся при положительных эмоциональных реакциях ребенка.
9. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительнее теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается и нарастание их должно быть более постепенным, чем в теплое время года).
10. Воздействия должны осуществляться систематически.
11. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий.
12. Возобновление процедур после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливания, но нарастание воздействий должно идти быстрее, чем при начальном периоде закаливания.

Е.А. Аркин (1951):

13. Необходима предварительная подготовка организма для закаливания.
14. Нужна большая осторожность в первых шагах закаливания, т.е. при применении закаливания к ребенку впервые.
15. Требуется контроль, который может быть осуществлен лишь при активном участии врача.

А.И. Подшибякин (1980):
16. Важна тренировка организма к слабым и сильным, коротким, замедленным и средним по силе и времени воздействия охлаждениям с тем, чтобы выработалась готовность организма к оптимальному реагированию на широкий диапазон перепадов температуры.
17. Выполнять закаливающие процедуры необходимо как в покое, так и при различной двигательной активности.
18. Требуется сочетание общего и местного закаливания. Оптимальная устойчивость достигается только в том случае, если закаливанию подвергаются как наиболее уязвимые к действию физического агента части тела (стопы, шея, поясничная область, когда-то травмированные места), так и все тело.
19. Необходим учет предшествующей деятельности организма, связанной с уменьшением дозы действия закаливающего агента из-за возможной суммации реакций организма на закаливание с оставшимися изменениями (следовыми процессами), вызванными необычными мышечными, а также непривычными эмоционально-психологическими нагрузками.
20. При использовании нескольких закаливающих воздействий в течение дня следует делать между ними перерывы с тем, чтобы избежать переохлаждений, перегреваний и пр. Каждую последующую процедуру следует выполнять только после полного восстановления температуры кожи.

Г.В. Терентьева (1983):
21. Проводить закаливающие мероприятия следует на фоне теплового комфорта.
22. Для эффективной тренировки аппарата терморегуляции необходимо усиление закаливающих воздействий, которые должны быть достаточно сильными, но ограниченными во времени.
А что, собственно, происходит с организмом в процессе закаливания? Почему закалка помогает побеждать болезни?
Организм человека устроен так, чтобы температура внутри него постоянно поддерживалась на уровне 37°С. Постоянство температуры — важное условие для нормальной работы всех физиологических систем. По этой причине, когда нам жарко, мы потеем: испаряющийся пот охлаждает тело. Когда нам холодно, мы начинаем согреваться: либо включаем мышечную дрожь, либо прыгаем или бегаем. Если сохранить тепло не удается, то наступает переохлаждение — верный путь к простуде.
Почему так происходит? Дело в том, что охлаждение — общее или местное — ведет к быстрому сужению поверхностных кровеносных сосудов. Это вполне целесообразная физиологическая реакция с точки зрения заботы организма о поддержании постоянства температуры, но из-за этого поверхностно расположенные клетки, на которые пришлось основное воздействие холода, недополучают питания и кислорода. Ухудшение условий питания дестабилизирует работу клеток, а главное — тормозит активность иммунных систем. Защитный барьер ослабевает, и вредные микроорганизмы беспрепятственно проникают внутрь нашего тела. Там, в условиях постоянной, оптимальной для них температуры и неограниченных питательных ресурсов, они быстро размножаются и отравляют человека своими выделениями: мы заболеваем.
Как с этим бороться? Есть только один разумный путь — приучить клетки нашего организма к частой смене температур, и тогда они не будут реагировать на кратковременное или локальное охлаждение.
У ребенка система терморегуляции (т.е. поддержания постоянной температуры тела и его частей) еще несовершенна, как и его иммунитет. Поэтому приучение детского организма к температурным перепадам очень эффективно оберегает его в дальнейшем от разнообразных простуд.
Мягкие закаливающие процедуры можно (и нужно!) применять начиная с 2–3-месячного возраста, но учтите: организм младенца не способен «запомнить» эффекты закаливания, его нужно тренировать к воздействию разных температур постоянно. Если почему-либо произошел перерыв в закаливании, потом надо будет все начинать сначала. А вот в период от 5 до 7 лет формирующиеся в организме нервные и гуморальные механизмы усваивают закаливающие «уроки» гораздо лучше. В организме остается «физиологическая память», которая значительно дольше сохраняется, да и потом, после некоторого перерыва, позволяет гораздо быстрее восстановить достигнутый раньше уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. В старшем дошкольном возрасте закаливание оказывается наиболее эффективным, это оптимальный для него период.
В медико-педагогической литературе существует несколько классификаций методов закаливания. В зависимости от используемых природных средств выделяют:
закаливание воздухом: хорошая вентиляция помещения, облегченная одежда, прогулки и дневной сон с доступом свежего воздуха, воздушные ванны, хождение босиком;
закаливание водой — бывает местное и общее. К местному относят умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса, местное обмывание ног, контрастное обливание. Общее включает купание в бассейне или открытых водоемах, обтирание или обливание всего тела;
закаливание солнцем и ультрафиолетовое облучение.

Есть методы, которые напрямую нельзя отнести к закаливающим, но они очень важны для общего успеха оздоровления ребенка. Это так называемые неспецифические закаливающие процедуры:
неспецифические воздушные процедуры — поддержание микроклимата в помещениях в пределах гигиенических нормативов; рациональная и гигиеничная одежда; ежедневные воздушные ванны при переодевании ко сну или на физкультурное занятие; занятия физкультурой и проведение различных мероприятий на свежем воздухе; хождение босиком в летнее время по траве, песку, гравию, а также при утренней гимнастике и физкультурных занятиях в комнате с теплым полом; прогулки и сон на свежем воздухе;
неспецифические водные процедуры — гигиенические ванны, подмывания, мытье рук и лица, мытье ног перед сном, игры с водой, купание в водоемах и т.д.
Другие методы прямо направлены на адаптацию детского организма к перепадам температур и повышению его устойчивости к микробам, поэтому они называются специфическими закаливающими процедурами. К ним относятся воздушные, свето-воздушные, солнечные ванны; ультрафиолетовое облучение; водные процедуры, в том числе плавание, обливание, обтирание, контрастный душ; массаж, гимнастика и физические упражнения. Как видно из этого перечня, закаливание в детском возрасте врачи рекомендуют сочетать с физическими упражнениями. Следует отметить, что для взрослых благотворность такого сочетания менее очевидна, есть даже эксперименты, доказывающие, что некоторые виды физических нагрузок могут противоречить закаливанию. В этом одно из важных различий детского и взрослого организмов.
Методы закаливания различают также по «охвату» воздействия. К местным процедурам относят закаливание особо чувствительных участков тела: обливание стоп с постепенным снижением температуры воды, хождение босиком, полоскание горла водой комнатной температуры. К общим процедурам относят душ, общее обливание из шланга (летом), частичное обливание до пояса, купание в естественных водоемах и бассейнах, воздушные ванны в движении, некоторые виды спорта (конькобежный, лыжный, плавание и др.), солнечные ванны.
Физиологи считают, что сильным закаливающим эффектом для детей обладает так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат. При создании пульсирующего микроклимата используются холод и тепло, т.е. те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевания ребенка. К этим методам относятся, в частности, контрастные воздушные ванны и души.
Эффективными бывают не отдельные приемы и методы, а их умелое сочетание, позволяющее обеспечить «разносторонний закал», как выражались врачи в начале XX в. Специалисты Научно-исследовательского института педиатрии рекомендуют такие сочетания: обмывание водой температурой 14–16 °С шеи, груди, рук; воздушные ванны с утренней гимнастикой; максимальное по длительности пребывание детей на свежем воздухе; контрастное обливание ног водой 28–16–28 °С после прогулки; дневной сон на свежем воздухе при открытых окнах летом и форточках зимой. Кроме того, детям нужно давать витамины с оротатом калия, благотворно влияющие на иммунные процессы.
Известный отечественный возрастной физиолог Ю.Ф. Змановский предлагает для закаливания дошкольников и младших школьников использовать ежедневную ходьбу босиком в помещении (в течение 15 минут), прогулки в течение 3 часов, воздушные ванны до и после дневного сна, ежедневную утреннюю гимнастику (10 минут), физкультурные занятия не менее 2 раз в неделю по 35–45 минут с предварительным проведением самомассажа рук и ног (5–7 минут).
Специалисты в области гигиены закаливания рекомендуют наряду с утренней гимнастикой, регулярными занятиями по развитию движений, прогулками на свежем воздухе проводить дополнительно специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, обливания ног прохладной водой) и занятия в плавательном бассейне 2 раза в неделю.
В специальном исследовании О.Г. Ивановой (1983) проводился сравнительный анализ различных систем закаливания, и наиболее эффективной оказалась система, включающая воздушные ванны, обливание ног, занятия физическими упражнениями, проводимые круглогодично на открытом воздухе в облегченной спортивной одежде, а также гигиенические мероприятия, направленные на обеспечение теплового комфорта организма детей. Сходные результаты были получены и в самое последнее время при физиолого-гигиеническом анализе нескольких различных систем закаливания.
Конечно, к закаливанию надо подходить разумно, учитывать индивидуальные особенности своего ребёнка, обязательно советоваться с педиатрами.  

В заключении,  хотим дать несколько советов :
Совет 1. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вызывает у него сильные отрицательные эмоции.

Совет 2. Никогда не заставляйте ребенка делать то, что вы сами ни за что не согласились бы выполнить.

Совет 3. Не забывайте, что закаливание — это физиологическая адаптация, а стало быть, зависит не только от вашего желания, но и от возможностей детского организма. Адаптация не может произойти мгновенно, каждая стадия должна пройти от начала до конца, только в этом случае можно рассчитывать на стабильные результаты.

Совет 4. Не перескакивайте через этапы в процессе закаливания: это не только ведет к психоэмоциональному напряжению, но и способно вызвать у ребенка стойкое отвращение к предлагаемым ему упражнениям и процедурам.

Совет 5. Любая адаптация, в том числе и закаливание, требует повышенных ресурсов. Особенно в такой период организм нуждается в витаминах. Летом и осенью проблем с этим нет — много ягод (особенно полезна смородина, богатая аскорбинкой) и фруктов, а зимой постарайтесь, чтобы у ребенка всегда были в достатке апельсины, бананы, яблоки, а чай после душа лучше пить с лимоном.

Совет 6. Если ребенок, несмотря на закаливание, заболел, это всего лишь означает, что его иммунитет еще не полностью созрел. Придется начинать все сначала после его полного выздоровления, и, может быть, неоднократно. Зато каждый следующий раз будет легче: ведь вам уже известна эта дорога, по крайней мере ее часть!..

Совет 7. Начинайте закаливание ребенка с самого простого и приятного — обтирания мягким влажным полотенцем в жаркий летний день. Это доставит ребенку удовольствие, и у него установится положительная связь между процедурой закаливания и его собственными ощущениями.

Совет 8. Помните, что на ребенка большое впечатление производит ваш собственный пример. Если вы кутаетесь в десять одежд при малейшем сквозняке, как огня боитесь холодной воды и никогда не ходите в баню, предпочитая собственную теплую ванну, то все ваши усилия закалить ребенка окажутся тщетными. Попробуйте пройти все процедуры вместе с ним — вам обоим это доставит в конце концов удовольствие.

Совет 9. Одевайте ребенка так, чтобы ему было легко, удобно и сухо. Если он укутан в лишнюю одежду, это лишь ограничивает его подвижность и приводит к потливости, а это — полпути к простуде. Если зимой мороз ниже 10 °С, то шерстяная одежда предпочтительнее меховой. Летом, весной и осенью главное — чтобы не намокали ноги: проверяйте, сухие ли носки (чулки, колготки) у ребенка, когда он вернулся с прогулки. Прочная обувь не роскошь, а средство сохранения здоровья.

Совет 10. Занявшись закаливанием ребенка, не устраивайте соревнований с родными, соседями и знакомыми и не позволяйте другим членам семьи втянуть вас в подобную конкуренцию. Никакого рекорда вам поставить все равно не удастся, а вот испортить хорошее дело ненужным ажиотажем можно очень легко. Не переживайте, если другим детям что-то лучше удается, чем вашему, помните поговорку: «Цыплят по осени считают».

Желаем успехов в оздоровлении ваших детей! Будьте здоровы!
Просмотров: 291 | Добавил: irina | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
Яндекс.Погода
Ссылки
Поздравления и пожелания